3. Покаяние (исповедь)

Покаяние(исповедь)- это таинство, в котором искренне исповедующий грехи свои видимо перед священником, невидимо исповедуется перед Самим Богом. Покаяние — это одно из семи важнейших Таинств, которые обеспечивают полноту духовной жизни человека и его спасение. Без Покаяния спасение невозможно. Это фундамент духовной жизни. Святые отцы называют таинство Покаяния вторым Крещением, ибо в нем очищается и возрождается душа человеческая и становится способной принимать благодатные дары других церковных Таинств, в том числе и Евхаристии. Как часто надо исповедоваться определяется человеком со священнослужителем, но обычная практика — раз в месяц, а в Посты чаще. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Исповедываться в грехах надо чаще для того, чтобы поражать, бичевать грехи открытым признанием их и чтобы больше чувствовать к ним омерзение».

В нашем храме исповедь проходит в церковные праздники, также в четверг, пятницу, субботу после вечернего богослужения и в воскресенье непосредственно перед Литургией. Для плодотворного и душеполезного прохождения верующим таинства Покаяния или Исповеди следует учесть следующие советы и пожелания:

1. Тщательно обдумать исповедь.

«Кто исповедует свои грехи, от того они отступают, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества и не терпят обличения и позора». Святитель Игнатий (Брянчанинов). Исповедь должна быть не только искренней, но и подробной. А для этого нужно все обдумать и вспомнить заранее. Также не возброняется выписать все грехи на листочек чтобы не забыть. Можно взять в помощь хорошую книгу, — например, «В помощь кающимся» св. Игнатия Брянчанинова, «Накануне исповеди» о. Григория Дьяченко или «Опыт построения исповеди» о. Иоанна (Крестьянкина) и т.д. Это нужно, разумеется, не для того, чтобы читать эти книги вслух на исповеди или переписывать из них грехи слово в слово. Книга о подготовке к исповеди помогает увидеть и осознать грехи, которые мы позабыли, но она не заменяет собственных наших усилий.

2 . Исповедь следует начинать словом «согрешил» и далее перечислять грехи. Не требуется писать и говорить молитвенные призывания;

3. Изложить суть. Не нужно рассказывать длинные истории священнику или оправдывать себя и свои грехи, достаточно изложить сам грех. Нужно помнить что исповедь это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего жажда очиститься от них.

4. Небрежно забытые или сокрытые грехи не прощаются и ведут к тяжким духовным последствиям; «Не скрытничай (на исповеди), чтобы не остаться неисцеленным» Преподобный Феодор Студит.

5. Следует помнить, что таинство Исповеди есть только часть христианской жизни, которая вся служит изменению и исправлению человека, вся христианская жизнь покаянна, поэтому невозможно вырвать из контекста только исповедь у священника, а всем другим пренебречь. Тогда и такая исповедь есть пустой звук, не приносящий ни прощение грехов, ни обновления человека.

6. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. 7. Исповедоваться можно и нужно самостоятельно от таинства Святого Причастия, а вот Причащаться только после Исповеди.

В нашем храме исповедь проходит в большом притворе, слева у иконы Пантелеимона Целителя. Пришедшие на исповедь становятся друг за другом, на некотором расстоянии стоит священник перед анолоем с исповедующимся, это расстояние нужно, чтобы не мешать чужой исповеди. Подойдя к аналою, склонив голову, кающийся исповедуется. Священник, выслушав исповедь, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставления. Затем голову кающегося покрывают епитрахилью, спрашивает его имя, и священник молится, читая «разрешительную молитву». Затем кающийся крестится и целует евангелие и крест лежащий на аналое. После исповеди, если священник вас благословляет можно приступать к Причастию. Согласно церковному каноническому праву, священник не может нарушать тайну исповеди ни при каких условиях. Это строго запрещенно. За открытие греха исповедующего священник запрещается на три года в служении, и каждый день должен класть сто поклонов.

Просмотры (1021)